Йога для жизни

 Интервью Б.К.С Айенгара. Газета "Ведомости" от 24.04.09, Москва

 

Если бы речь шла об общественных деятелях, я сравнила бы его с Мартином Лютером Кингом или Нельсоном Манделой. Если о музыкантах — с Давидом Ойстрахом или Мстиславом Ростроповичем. Шри Б. К.С. Айенгар — не только виртуозно владеет искусством йоги, он еще и гениальный учитель и популяризатор. Шанс поговорить с таким человеком выпадает лишь однажды. Ведь Айенгар — живая легенда. 90-летний мудрец и одновременно новатор, раскрывший секреты древней индуистской и буддийской традиций для западного мира. В то, что творил со своими учениками Айенгар, подчас невозможно поверить: после 30 уроков гуру 80-летняя королева Бельгии стояла на голове восемь минут! А сам Айенгар смог в 60 лет восстановиться после двух дорожных аварий и инфарктов.

Я поджидаю гуруджи в номере MaMaison Pokrovka Suite Hotel и с удивлением замечаю, что немного нервничаю — после рассказов о том, что в VIP-зале Домодедово встречавшие ложились на пол и целовали учителю ноги. Наконец, в комнату входит маленький босой седой индус в светлых одеждах, с ним свита человек из пяти. Мы начинаем разговор, и я удивляюсь бодрости собеседника, лишь вчера совершившего два многочасовых перелета. Видно, что он стар, но реакции у него как у пятидесятилетнего. Он бодро жестикулирует, схватывает вопросы на лету, шутит. Его речь очень образна — он сравнивает йогу с океаном, а душу — с бриллиантом в темной пещере.

— Давайте начнем с простого: что привело вас в Москву?

— Впервые я посетил Москву 20 лет назад, в 1989 году. Между тем, что я видел тогда, и тем, что я вижу сейчас, — огромная разница. Просто как небо и земля — невозможно поверить, что такие изменения произошли в стране за столь короткое время. Помню, раньше я говорил друзьям: вы должны учиться толерантности у русских — представьте себе, что значит выдерживать в очереди по три часа и еще улыбаться! Тогда меня пригласило Министерство здравоохранения — для показательной практики. Их интересовало, как можно поддерживать здоровье естественным путем, без медикаментов.

— А сейчас какова цель?

— Нет никакой специальной цели. Есть двадцатилетний разрыв. Тогда я не знал, как воспримут мое учение здесь, какого рода интерес есть у людей. Двадцать лет назад я встречал русских, которые занимались йогой подпольно, а мои книги перепечатывали на ксероксе, фотографии (с изображением поз йоги) были едва различимы. С тех пор я видел сотни россиян, приезжавших в Пуну (Город в штате Махараштра, где Айенгар живет с 1940-х годов, здесь находится его Институт йоги. — «Пятница»). Я видел огромный интерес, искренность и почитание со стороны преподавателей из России. Но пока не прошли классы, я не могу почувствовать, что тут сейчас происходит в мире йоги (Мастер-класс Айенгара состоится в рамках конференции Yoga Journal 23-26 апреля на ВВЦ. — «Пятница»).

— Правда ли, что вы приглашены в Кремль? Что вы хотите донести властям России?

— Нет, попасть туда я не стремлюсь. Моя задача только в одном — обучать йоге.

— А если такой случай все же представится, пусть и не по вашей инициативе, что вы скажете?

— Я бы сказал: это тело дано нам Богом, это тело — храм духа. Этическая дисциплина начинается с тела, с того, чтобы содержать тело здоровым. Ум не может быть свободным и независимым без физического здоровья. Йога дает здоровье и приводит к тому, что разум находится в теснейшем контакте с телом.

— Есть ли связь между успехами в бизнесе и йогой?

— (Айенгар отвечает неожиданно резко.) Тут есть огромная разница, и даже диссонанс. Да, йога помогает практикующему быть в тесном контакте со своим телом, помогает быть уверенным и вдохновленным. Но есть бизнесмены, которые на 100% эгоцентричны и способны думать только о богатстве. Конечно, они создают рабочие места, но не думают о человеческой природе, о ее сущности, о душе. Основная движущая сила их бизнеса — гипертрофированный эгоизм. Йога, напротив, культивирует самоотверженность и бескорыстное служение.

— Но интерес к йоге в России столь велик, что среди практикующих есть даже не просто успешные, а сверхуспешные бизнесмены, миллиардеры, например, Роман Абрамович, Владимир Евтушенков. Причем Абрамович — последователь вашей школы, насколько мне известно!

— (Учитель смягчается.) Тут есть одна хорошая вещь. Россия — особая страна, впитавшая в себя черты Востока с его чутким эмоциональным интеллектом и Запада с его высоко образованными мозгами. Такое удивительное сочетание я видел только в России, и больше нигде. Может быть, это и помогает практиковать и искренне стремиться к самосовершенствованию.

— Вас не огорчает в таком случае, что йога коммерциализируется? Она уже стала такой популярной, что сама по себе превращается в бизнес.

— Тогда, друг мой, я задам встречный вопрос — много ли вы знаете мультимиллионеров и миллиардеров среди йогов, среди тех, кто посвятил себя именно этому занятию? (Внезапно вновь становится резким.) Часто деньги зарабатывают благодаря йогам, но не сами йоги! Не надо путать одних с другими! (Уже посмеиваясь.) Например, возьмите меня — мое имя знает весь мир, но разве я миллионер?!

Про себя я подумала: миллионер — не миллионер, а ведь создал великий бренд. Ведь имя Айенгара носят сотни йога-студий по всему миру. Но спорить с ним не хотелось, к тому же, я не уверена, что гуруджи знаком с языком маркетологов.

— Почему и зачем вы стали распространять и популяризировать йогу в западном мире?

— Да, именно я имел честь распространить йогу в западном мире. Но это была не моя инициатива. Я никогда не держал в голове, что должен это сделать. Меня пригласил выдающийся скрипач Иегуди Менухин. У него были проблемы со здоровьем, и однажды он приехал в Индию. Он случайно попал ко мне, прозанимался два-три дня и сказал, что никто не может ему помочь так, как я (Сам Менухин писал об этом знакомстве так: «… я не брал уроки регулярно, пока не встретил Айенгара — не бородатого аскета, а добродушного молодого человека с женой и детьми». — «Пятница»). Через три дня он дал блестящий концерт в Бомбее, а ведь до этого не мог играть. Он сказал, ему нужен кто-то, кто будет учить его. Пригласил меня к себе и тем самым заложил основу для того, чтобы популяризировать йогу по всему миру. Так что (Смеется.) это его идея, и все ему должны быть благодарны! Это он позвал меня учить йоге в Швейцарию, а затем в Англию и Америку.

— А есть среди ваших учеников кто-то, кого вы запомнили больше всего, кто оставил след в вашем сердце?

— Если говорить о том, кого я запомнил, то это Иегуди, ведь именно он дал мне толчок, открыл ворота к тому, чтобы распространить мое искусство повсеместно. И он занимался йогой до своего последнего вздоха (Менухин умер в 1999 году в возрасте 83 лет. — «Пятница»). А люблю я всех студентов. Вы все для меня равны. Неважно, практикуете вы десятки лет или приступили совсем недавно. Вы все мои дети, и я не могу выделить, кто из детей лучше, кто хуже. Столь равного подхода к ученикам независимо от их уровня вы нигде больше не найдете!

— Я читала, что вы бываете весьма строги к ученикам и даже били кое-кого!

— Ну, знаете, выдающиеся музыканты даже били инструменты, когда выходили из себя! А я не ломал тела учеников, я давал им жизнь! (Смеется.) В действительности, надо учить, и учить честно. Когда тело агрессивно, с ним нужно работать в соответствующей манере. Удар работает как моментальное исправление и сразу заставляет почувствовать и запомнить, что было не так и как правильно. После этого ученик все запоминает, уж поверьте! Это такой учительский трюк. (Улыбается.) Между прочим, ни один ученик от меня не ушел и не перестал заниматься йогой!

— Есть один парадокс, который давно приводит меня в тупик. Если я правильно понимаю, йога по природе своей религиозна, а цель занятий — достигнуть состояния самадхи (в буддийской традиции — просветления или нирваны). Но большинство практикующих в России и на Западе — светские люди, использующие йогу как фитнес, пусть необычный, зато весьма полезный и действенный. Нет ли здесь противоречия?

— Древнеиндийский философ Патанджали говорил: человек занимается йогой, чтобы наслаждаться, получать чистое удовольствие от просветления. Люди и тогда получали удовольствие от йоги, и сейчас. Вопрос в том, это удовольствие чисто физическое или еще и духовное? Это две ветви дерева — одна из них означает здоровье, счастье, комфорт, а другая — что-то такое, что трудно определить, как солнце, цветущее, сверкающее, не знающее тьмы. Йога это дерево, ветви дерева — две тропы, которыми может воспользоваться йогин. Это вопрос выбора для каждого. Здоровье — не конец йоги, можно двигаться дальше, не обязательно на этом останавливаться.

— Лично вы помогаете людям открыть одну из них — здоровье?

— Знаете, ко мне люди приходят с определенными проблемами, чтобы их решить. Есть поговорка: если человек просит кусок хлеба, не давай ему камень. Я даю то, что человеку нужно в этот момент: решение его проблем. Пока они не будут разрешены, человек не сможет двигаться дальше. Моя задача вести ученика по этому пути. Люди не удовлетворены своей жизнью и для начала надо решить эти проблемы. Но это начало.

— И ваш метод разрешения проблем годится для всех людей без исключения? С любой физиологией и темпераментом? Или есть люди, которым это не подходит?

— Йога действенна абсолютно для всех — и для маленького ребенка, и для пожилого человека. Никаких ограничений нет. Конечно, нужно учитывать подвижность, стабильность и т.д. Тут есть еще один аспект: большинство людей понимают здоровье как физическую и умственную составляющую, но есть еще этическое здоровье, которое учитывает йога, а также эмоциональное, интеллектуальное; также это сознание, осознанность, душа. Здоровье — это не просто быть в форме, это понимание. И йога дает здоровье во всех смыслах и показывает путь к нему.

— Я неоднократно встречала предостережения о том, что некоторые дыхательные упражнения йоги (пранаяма) при неосторожном обращении и неграмотном учительстве могут навредить человеку. В каких случаях это возможно?

— При таких упражнениях вы имеете дело с энергией, праной. Она движется в теле по определенным каналам. Нужно использовать ее таким образом, чтобы не создать опасности для тела. По аналогии с электричеством: его используют, помня о технике безопасности, ведь может случиться замыкание. Если прана в вашем теле будет двигаться неправильно, она навредит вашему телу. Пранаяма — это особый раздел йоги, которым надо заниматься индивидуально. Энергия не должна расходоваться неправильно или теряться. Этому нужно учиться под руководством опытного гуру, но такие встречаются весьма редко. Можете почитать о технике пранаямы в моих книгах.

— Как же выбирать себе наставника?

— Гуру сам выбирает себе ученика. (Смеется.) Ведь учитель обычно гораздо более продвинутый, чем ученик, и он как раз может оценить ученика. А вот ученику оценить учителя куда сложнее. Его задача — созреть для своего учителя.

— Как при всем многообразии школ йоги они не конфликтуют друг с другом, в отличие, к примеру, от течений даже внутри одной религии.

— Прежде всего, йога — не религия. Нужно прочувствовать тонкую разницу между понятием «религия» и «религиозность». Йога это дхарма, буквального перевода этого слова ни на один язык не существует. Это некое руководство, что не дает человеку упасть, включающее опыт тех, кто падал раньше. Далее. Когда-то, около 150 лет назад, йога была единой системой, внутри которой существовало четыре направления, каждое отвечало за свое знание. Впоследствии появились и другие направления. Но в любом случае, у всех них цель одна — привести человека к совершенству. Какая разница, по какой тропинке подходить к Эвересту, если цель одна — взобраться на вершину?

— И какова ваша миссия в этом йога-мире и мире вообще?

— У меня нет миссии. Я только инструмент. В юности я страдал от разных болезней, должен был умереть от малярии, постоянного гриппа. Но мне пришло что-то, что помогло быть счастливым. Теперь я должен поделиться с другими тем, чем наслаждаюсь я сам.

— Вы счастливый человек?

— Счастливейший. И хочу этим делиться.