Интервью Александра Фурашова журналу «Yoga Journal», август 2016.

Интервьюер и автор текста – Алёна Пирожкова.



Александр Фурашов

А.П: Александр, вы занимаетесь йогой с 1989 года. Как возник интерес к практике, ведь в то время она не отличалась особой популярностью?

А.Ф: Я пришёл в йогу из спорта. Сначала занимался плаванием, потом работал тренером. Такая деятельность сопровождалась частыми эмоциональными перегрузками. И образ жизни был далеко не идеален. К 40 годам чувствовал себя полной развалиной.

Скакало давление, болело сердце, мучила одышка. В общем, было много неприятных вещей. Уверился в необходимости изменить образ жизни.

Тогда и пришло решение заняться оздоровительными техниками. Какими именно вопрос не стоял, это был поиск и изучение. Занятия йогой я совмещал со всевозможными практиками и техниками. Три года набирался опыта, и из той каши в голове сложилось убеждение, что именно йога воздействует на организм фактически. Йоги по методу Айенгара ещё не было. Я просто занимался по различным книгам, выпискам, иногда достаточно бредовым.

Но благодаря скептическому уму и техническому образованию, явный бред отметал сразу, а остальное пробовал. В итоге оставалась определённая истина.

А.П: Расскажите о знакомстве с йогой Айенгара? Получается, вы стояли в начале развития и распространения этого метода в России.

А.Ф: Совершенно верно. Случайно попалась статья в «Советском спорте» о проведении семинара по йоге Айенгара. Знаком с этой системой не был. На мой взгляд, все лидеры направлений в йоге были едины, будь-то Айенгар, Шивананда или Брахамачари – гнутся во все стороны, делают сложные позы, дышат. Никакой разницы. Потом я приехал в Москву и попал на семинар Ульмасбаевой и Федотовой, после которого сложилось впечатление, что есть некая система, помогающая работать над собой. Своя методология. Это непросто хаотичный набор поз от сердца и почек. Меня, как профессионального тренера, это сильно зажгло. Именно йога Айенгара полностью вписалась в картину восприятия. Мне понравилось все. Доступность объяснения, лёгкость восприятия, отстройка от простого к сложному. И с 1992 года я начал практиковать йогу по этому методу.

А.П: Как отнеслась семья к вашему увлечению йогой, к таким переменам?

А.Ф: Нормально отнеслась, разногласий не было. Отец любил повторять – чем бы ребенок ни тешился, лишь бы не рыдал. Здесь мне сильно повезло в жизни. Близкие принимали все как есть. Вероятно потому, что я всегда ставил перед фактом, будет так, а не иначе. Доверяли, наверное.

А.П: Вашей маме недавно исполнилось 96 лет. Она практикует?

А.Ф: Йогой не занимается, но у неё есть собственный комплекс упражнений, сравнимый с суставной гимнастикой. Она дышит, используя, опять же, свой метод. По профессии мама врач, поэтому есть понимание о работе организма. У неё были судороги в ногах. Я подсказал, что нужно выполнять упражнения по вытяжению ног. Она стала выполнять их ежедневно и проблема ушла. Когда приезжаю домой, мама смотрит, как я занимаюсь и говорит, что все правильно и физиологично. Одобряет.

А.П: Раз мы затронули тему упражнений, скажите, есть ли универсальная поза, подходящая для всех. Такой волшебный приём.

А.Ф: Да, есть. Супта Падангуштхасана – поза лёжа на спине с захватом большого пальца выпрямленной вверх ноги и другой, выпрямленной по полу. Асана способствует вытяжению ног и разработке суставов в положении лёжа. Её можно практиковать как мужчинам, так и женщинам.

Супта падангуштхасана

Техника выполнения: Лягте на спину с вытянутыми ногами, подтяните коленные чашечки. С выдохом согните правое колено, прижмите его к груди и пальцами руки захватите большой палец ноги. Если недотягиваетесь до стопы рукой, используйте ремешок.

Вытяните правую ногу вверх перпендикулярно полу, растягивая подколенные мышцы. Носки стоп направлены «на себя». Оставляя правую руку на уровне плечевого сустава, положите левую ладонь на левое бедро и прижмите левую ягодицу к полу. Задержитесь в этом положении на 1 минуту. Дальше с выдохом уводите правую ногу в правую сторону, не ослабляя натяжение, пока стопа не ляжет на пол. Если захваченная нога на пол не опускается, положите её на болстер или блок. Левую ногу держите прямой и натянутой. Задержитесь в этом положении на 1 минуту, держите тело прямо, раскрывайте таз. С вдохом поднимите правую ногу вверх, освободите палец или скиньте ремень, опустите ногу. Повторите тоже с левой ногой.

А.П: Чем хорош метод Айенгара? В чём его особенность?

А.Ф: Метод доступен для всех. Это действительно истинная школа. Школа не выдающегося демонстратора, но мастера. Человека, который чётко знал, как нужно делать позу, как эту позу совершенствовать, как довести до более сложного уровня и потом сделать ещё более сложную из неё же. Это определенная система развития. По правде сказать, до появления Шри Б.К.С.Айенгара в йоге системы как таковой не было. Существовали авторские школы, наборы асан от отдельных преподавателей, которые могли делать какие-то позы и всё. Айенгар подвёл под каждый элемент базу. Показал, что любую асану возможно разбить на менее сложные и при этом достичь определённого уровня.

А.П: Кто для вас авторитет и учитель?

А.Ф: Безусловно, Шри Б.К.С. Айенгар. Если бы мне было лет 25, я увлекся Аштангой виньясой йогой, так как она хорошо развивает тело. Но это направление появилось в 90 годах, и для меня тот поезд ушёл. А молодым преподавателям я рекомендую заниматься Аштангой для собственного развития. Но по большому счету, неважно какой йогой ты занимаешься. Важно, чтобы в системе занятий была последовательность.

Айенгар

А.П: Люди, практикующие йогу Айенгара, утверждают, что она оказывает оздоровительное воздействие на тело человека. В чём проявляется такой эффект?

А.Ф: Оздоровительный эффект возникает от сильного, но дозированного вытяжения всего тела, прежде всего – позвоночника. Это воздействует на нервную и эндокринную системы. Как следствие, улучшается метаболизм. Этот процесс приводит к оздоровлению как внутреннему, так и внешнему.

А.П: Что йога даёт именно вам?

А.Ф: В первую очередь здоровье. А еще бодрость и живость мысли. Мне 67 и у меня двое маленьких детей, 12 и 10 лет. Это стимулирует. Заставляет двигаться дальше. К сожалению, время заметно убыстряется, а хочется реализовать ещё достаточно задумок и идей. Москва город одного дня. Всё в темпе, бегом. Йога помогает не растерять себя. Держать фокус на главном.

А.П: Многие уверенны, что йога сопровождается определёнными ограничениями в образе жизни. Накладывает ли метод Айенгара какие-то запреты?

А.Ф: Йога не накладывает никаких запретов, она предполагает. По большому счёту, она ничего не запрещает и ничего не разрешает, лишь разделяет. Есть представление, что йоги это бородатые мужчины, сидящие в пещерах. Многим кажется, что йога и аскетизм - это одно и то же. По большому счету, всё из-за путаницы в голове. Йог не должен быть голодным, но и не должен быть сытым. Золотая середина, как и во всём.

А.П: Люди, далёкие от йоги, понимают её по-разному и часто ассоциируют с религией.

А.Ф: У меня этот аспект был отброшен сразу. Конечно, идея просветления дивная и замечательная, но как к ней прийти? Большой вопрос. Много кто различными путями пробовал, не получалось. Ведь что такое йога? Это совокупность методик по изменению состояния сознания и она может быть разной. Каждый в ней находит то, что ему близко. Для кого это философия или даже религия, тот мало занимается физическими упражнениями. Кто-то видит возможность расслабиться или научиться делать сложные позы. Для многих йога – это средство развития и совершенства тела. Но по мере развития практики, цели часто меняются.

А.П: Для вас созвучно понятие счастья с практикой?

А.Ф: По правде говоря, йога подарила мне 20 дополнительных лет жизни. Я живой и это уже счастье. Я чётко это осознаю.

А.П: Мы сейчас наблюдаем некий бум, постоянное рождение новых течений и видов практики. На ваш взгляд, что происходит в мире йоги?

А.Ф: Как только какой-то предмет набирает популярность, сразу появляются побочные ответвления. Так было всегда. И неважно относительно чего. Люди нацелены на потребление, мы так устроены. Как только расширяется какая-то потребность, появляются предложения. Учителя йоги тоже идут вслед за потребностью. И предлагают то, что могут, пытаясь вызвать людской интерес всевозможными способами.

А.П: Со времён появления претерпела ли изменения практика по методу Айенгара?

А.Ф: Конечно. Любая практика меняется исходя из потребностей. Но база остаётся неизменной. На протяжении 20 лет я наблюдал за Айенгаром в Пуне. Чем старше становился Гуруджи, тем больше в его практике появлялось мощных прогибов назад с подставками и пассивных. Это стимулирует вилочковую железу, надпочечники. Активирует иммунную систему. Так и мы, модифицируем практику под свои нужды.

А.П: Как пополняете знания о йоге при таком обширном багаже?

А.Ф: Раз в два года езжу в Пуну, участвую в семинарах, много читаю. Все знания внутри нас. Бывает, занимаешься сам, и в процессе какие-то мысли всплывают.

А.П: Можете в нескольких предложениях выразить своё понимание философии йоги?

А.Ф: На мой взгляд, лучше всего сказал Патанджали – ЧИТТА - ВРИТТА - НИРОДХА (остановка колебания ума). Наше бытие определяет сознание. Занимаясь йогой, сознание начинает подстраивать всё под нашу практику. Соответственно, меняются сами мысли и их направление. Не скажу, что мысли становятся лучше или хуже. Они просто оказываются другими. Но это влияние – совокупность различных жизненных факторов. Нельзя сказать, что только йога причастна.

А.П: Что для вас послужило толчком к открытию центра йоги? Детская мечта?

А.Ф: Да, в детстве я мечтал открыть свой зал, чтоб просто приходить и заниматься, хотелось своего пространства. Но всё произошло не сразу. Это определенный путь развития. Первый шаг в этом направлении сделал, когда только занялся йогой. Что интересно, с раннего возраста знал, в 40 лет жизнь изменится. Как это произойдет, не мог знать, да и не беспокоился на сей счет. Но пара совершенно мистических случаев сыграли свою роль и подтолкнули к глобальным переменам в жизни. Могу сказать, это как мистическое предназначение или судьба. Что показательно, так и случилось. Первый приезд Айенгара в нашу страну произвёл фурор и разжёг интерес. А вся йога у нас началась с Фаека Бириа. Именно он взял на себя миссию обучать учителей. И уже после семинара с Фаеком, у меня сформировалось видение как обучать, появились свои идеи. В 1996 году открыли первый зал центра на Пятницкой. Это одно из тех мест, которые называют намоленными. Он возник, когда ещё никому в голову не приходило требовать наличие душевой. Сам факт того, что можно было позаниматься в зале, а не на частной квартире, был чем-то феноменальным. Среди преподавателей и занимающихся царил неподдельный энтузиазм, всё было внове. Замечательное время.

А.П: Что вы думаете о качестве преподавания в студиях йоги Айенгара?

А.Ф: Сразу скажу, что качество преподавания выше, с точки зрения методологии. Хатха йога базируется на личности преподавателя, на его харизме и умении делать сложные позы. Есть те, кому нужна зрелищность, а есть те, кто тяготеет к методичности. Возьмём, к примеру, прогиб назад. Если практикующий не близок к йоге Айенгара, он прогнётся и всё. А практикующие по данному методу прекрасно понимают, что прогиб – это работа с суставами и вытяжение позвоночника в грудном отделе.

А.П: Под вашим руководством находится не только центр йоги, но и Учебный Центр по подготовке преподавателей. Ради чего вы этим занимаетесь?

А.Ф: Мне интересно. Считаю, что мне в жизни крупно повезло. Всегда работал ради интереса, заработок был вторичен. Даже будучи энергетиком на заводе, преследовал определённое увлечение. Потом стало скучно, опять ушёл в спорт.

А.П: Расскажите, в чём особенность центра Yoga-Ru?

А.Ф: Главная особенность – опытные, думающие преподаватели. Для центра это важный критерий. И ещё, мы создали свободную домашнюю обстановку, без лишней натужности. Стараемся не скатиться в торговые отношения, как в магазине. Можно сказать, радушный подход.

А.П: Какова главная идея центра? Скажем так, ваша миссия?

А.Ф: Главная идея сделать жизнь людей более увлекательной. Ориентируемся на комплексное развития личности. Чтобы каждый, пришедший к нам в зал, получил навыки работы над собой.

А.П: Поделитесь с читателями, как проходит ваш день? Как часто вы тренируетесь, в какое время?

Александр Фурашов

А.Ф: Стараюсь практиковать утром. Проснувшись, начинаю с пранаямы, затем приступаю к набору асан. Всё согласно возрасту. Далее, идёт вторая пранаяма и снова набор асан. Моё занятие разбито на два цикла. Если во времени ограничен, то делаю один. Не изнуряю себя подъемом с восходом солнца, но иногда получается и так. В общей сложности выходит часа два. Плюс занимаюсь в зале между ведением уроков. Давно заметил, что мыслится намного лучше, когда тело занято делом.

А.П: Что посоветуете людям, выбравшим йогу, как путь самопознания?

А.Ф: Как руководитель и организатор скажу, что им следует прийти ко мне, чтоб получить истинные знания, которые их проведут на этом пути. Необходимо просто начать заниматься. И заниматься, в большей степени, самостоятельно. Для развития личная практика намного важней. Она даст необходимый опыт проб и ошибок. Опыт побед и разочарований. Это знание о самом себе. Достоинства занятий в классе заключаются в том, что поза выстраивается согласно правилам, неким канонам. Люди привыкают следовать за учителем, вырабатывая схему «сказал-сделал». Убираются такие элементы, как самонаблюдение и анализ. Есть коррекция и выполнение. А коррекция идёт уже после самонаблюдения.

А.П: Как руководитель учебного центра, какими хотите видеть своих студентов – будущих преподавателей.

А.Ф: Хочу их видеть думающими. Чтоб мыслили, как делать, что делать и с кем. Чтоб подходили к работе не по заученному материалу. Долгое время я принимал экзамены по йоге Айенгара и осознал такую вещь. Из 40 студентов в потоке из трёх городов, я никого не запомнил. Не увидел яркой личности среди них. Технически всё было правильно, но безлико. Я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся раскрывали и использовали заложенный потенциал. И мне интересно наблюдать за этим процессом. Может показаться, что это разболтанность, но на самом деле, нет. В глубине души обучающиеся понимают, смогут ли преподавать. Здесь всё и решается. С самим собой.

А.П: За последний год в вашем центре произошли значительные изменения. Поделитесь, чем вызваны такие перемены.

А.Ф: Мне стало слишком комфортно, а потом и плохо в этой холеной благоустроенности. Захотелось развития, нового толчка, импульса. Не знаю к чему это приведёт, но до сего момента все изменения доводили до положительного результата. Монодисциплина становится главенствующей и душит, если нет перемен. Создаётся ощущение исключительности. Всё очевидно и ясно, а для развития это печально. У меня нет желания устроить в чистом виде тоталитаризм. Поэтому в расписании появились классы йоги разных направлений. Когда есть выбор - это хорошо и для преподавателей, и занимающихся.

А.П: Как видится центр в перспективе, лет через 5?

А.Ф: Хочется видеть центр в собственности. Обустроить учебные классы с партами и мониторами. Оснастить технически. Мечтаю развивать научную работу на базе центра. Она ведётся и сейчас, но не в том объеме, как хотелось бы. По сути, на всё нужен социальный заказ, а он появится, когда будет в этом потребность.

А.П: Посоветуйте, как организовать практику в безудержном ритме города?

А.Ф: Факторов несколько. Должно быть мотивированное желание. Здоровье, например. Или желание выглядеть хорошо. Стать стройней, в конце концов. Мотивация к здоровью творит чудеса. Если человек ходит в зал от случая к случаю, наверное, это неплохо. Делает хоть что-то. Но это не приводит к большому развитию. Поэтому ещё важна регулярность. А без само мотивации не будет желания заниматься на постоянной основе.

А.П: Как не растеряться новичку и на что обратить внимание в начале практики? Что посоветуете?

А.Ф: Если он пришёл в центр, то однозначно следовать указаниям учителя. Неважно опытного или чуть моложе. Потому что учитель прошёл специальное обучение, много тренировался. У него априори есть опыт и знания, более глубокие, чем у вновь пришедших. Нормальный учитель никогда не перейдет грань, чтоб травмировать человека. И набираться опыта.

А.П: Чем должен руководствоваться преподаватель йоги?

А.Ф: Конечно, любовью к людям. Важно найти своего преподавателя, с харизмой. Тогда всё получится.

А.П: Существует множество мифов о йоге. Самый нелепый или забавный, на ваш взгляд?

А.Ф: Рассуждения о левитации и перемещении в пространстве.

А.П: А есть ли любимое высказывание?

А.Ф: Люблю фразу: «Бог тебя накажет не за то, что ты сделал, а за то что ты не сделал».

А.П: И напоследок. Что вы пожелаете читателям? Скажем так, рекомендации от Александра Фурашова.

А.Ф: Просто занимайтесь, чтобы улучшить качество жизни. Важно какую-то часть времени посвятить самому себе и практике. Йога замечательна, но есть и масса других возможностей быть активным. Главное делать что-то для самого себя. Отбросить все отговорки. Найти 15 минут в день, а лучше все 30. И стать на шаг ближе к новому себе. И будьте здоровы.